Суббота, 20 апреля, 2024
ГлавнаяДепрессия и МДПКак распознать депрессию у детей и подростков и что делать

Как распознать депрессию у детей и подростков и что делать

Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

Содержание

  1. Причины
  2. Основные проявления
  3. Клиническая картина
  4. Проявления, которые могут наблюдаться у подростков
    1. Подростковые депрессивные эквиваленты
    2. Типичное подростковое течение расстройства
  5. Лечение
    1. Медикаментозное лечение
    2. Психотерапия
  6. Помощь родителей
  7. Прогноз
    1. Особенности лечения в Великобритании
  8. Профилактика

Причины

Наиболее распространенные причины детской и подростковой депрессии:

  • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
  • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
  • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
  • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
  • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. Эндогенная депрессия может периодически обостряться;
  • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.

Основные проявления

Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.

Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

  • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
  • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
  • вялость, потеря энергии;
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
  • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
  • агрессивность, несвойственная ранее;
  • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
  • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
  • суицидальные мысли или попытки;
  • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.

Клиническая картина

Суицидальные мысли возникают приблизительно у 60% детей и подростков, страдающих депрессией, 30% — совершают суицидальные попытки, часть из которых заканчиваются летальным исходом. Одного только этого факта уже достаточно, чтобы понимать недопустимости выжидающей позиции в надежде, что депрессия у ребенка (подростка) пройдет «сама по себе». Такая халатность может привести к фатальным последствиям.

В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное  невыраженное снижение настроения — дистимия.

Двигательная заторможенность встречается не часто.

Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению подросткового алкоголизма.

Подростковые депрессивные эквиваленты

У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

Выделяют 3 основных эквивалента:

  • делинквентный;
  • ипохондрический;
  • астеноапатический.

Делинквентный эквивалент

Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого ощущения эйфории.

На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

Ипохондрический эквивалент

Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или психастенической психопатии. Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

Астеноапатический эквивалент

Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

Сам подросток становится вялым, бездеятельным, может развиваться астения. Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

Типичное подростковое течение расстройства

У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

Меланхолический вариант

Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).

Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

Тревожный вариант

При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

Лечение

Основные методы лечения депрессивных расстройств у детей и подростков, признанные Всемирной Организацией Здравоохранения — психотерапия и применение антидепрессантов.

Медикаментозное лечение

Среди современных групп антидепрессантов для лечения детской и подростковой депрессии чаще всего применяют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — это такие препараты как флуоксетин, пароксетин, сертралин, циталопрам, флувоксамин, эсциталопрам. Данные лекарственные средства обладают обезболивающим, успокаивающим действием, помогают справиться с паническими явлениями, а также преодолеть навязчивые страхи (фобии).

По своей эффективности эти препараты не уступают другим группам, вместе с тем риск развития побочных явлений на фоне их применения значительно ниже, чем у трициклических антидепрессантов.

Редко, однако возможно появления следующих побочных эффектов на фоне применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина:

  • нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (тошноты, рвоты);
  • нарушений сна (бессонницы или повышенной сонливости);
  • головной боли;
  • повышенного потоотделения;
  • нарушения аппетита (снижения или повышения);
  • раздражительности, повышенной импульсивности.

В большинстве случаев детям и подросткам назначают только один антидепрессант (монотерапия).

После начала приема препарата эффект наступает не сразу, а спустя 1-2 недели. Если через 4 недели улучшений не наблюдается, тогда назначают другой препарат.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия в рамках лечения детской и подростковой депрессии направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) преодолевать возникающие психологические трудности, негативные эмоции, и таким образом способствовать его социальной адаптации.

Задача индивидуальной психотерапии — научить школьника выражать свои эмоции, проживать их, рассказывать про свои травмирующие переживания, а также преодолевать их.

Если же в семье наблюдаются трудности в построении внутрисемейных отношений, родители не могут найти общий язык с ребенком, тогда на помощь может прийти семейная психотерапия.

На сегодняшний день наиболее эффективным методом лечения детской и подростковой депрессии считается комбинация когнитивно-поведенческой терапии с применением флуоксетина.

Помощь родителей

При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.

Если психическое состояние школьника позволяет, то лечение депрессии должно проводится в амбулаторных условиях. Психика детей и подростков является очень хрупкой, а дополнительная нагрузка на нее в виде пребывания в психиатрическом стационаре вряд ли пойдет на пользу.

Конечно, есть ситуации, когда без стационарного лечения не обойтись. Например, при ярко выраженном суицидальном поведении, когда родители опасаются, что ребенок в любой момент может сделать попытку самоубийства, при психотической депрессии, при тяжелом, плохо поддающемся лечению депрессивном расстройстве.

Если ребенок в состоянии посещать учебное заведение, необходимо продолжать обучение. Ведь в последующем все равно придется «догонять» сверстников, делать это нужно будет в авральном режиме, что также может стать еще одним стрессом.

Лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками. Также необходимо предупредить педагогов о сохранении конфиденциальности, чтобы окружающие не узнали о болезни.

В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это не допустимо.

Во время обострения депрессии родители должны предельно следить за своими высказываниями, своим поведением, уделять школьнику повышенное внимание. Именно они должны поддерживать свое дите, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Такое отношение обладает целительным эффектом, окрыляет ребенка, помогает ему преодолеть душевных недуг.

Прогноз

Вероятность повторных эпизодов депрессии, единожды возникшей у подростка, довольно велика:

  • у 25% подростков депрессия возобновляется через год;
  • у 40% — через 2 года;
  • у 70% — через 5 лет.

У 20-40% детей со временем развивается биполярное расстройство личности. При этом в большинстве случаев удается установить отягощенную наследственность (наличие психического недуга у кого-то из родственников).

Дети и подростки, у которых возникло депрессивное расстройство, нуждаются в повышенном внимании, заботе со стороны близких людей. Возможно, депрессивный эпизод в их жизни развился лишь один раз, однако не нужно испытывать их психику, подвергать чрезмерной нагрузке.

Особенности лечения в Великобритании

Согласно последним веяниям в области лечения депрессии у детей и подростков в Великобритании отдают предпочтение именно психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.

Если спустя 4-6 недель от начала подобного лечения не получают эффекта, а также при тяжелой депрессии, при наличии сопутствующих отягощающих факторов риска (например, психического заболевания у родителей, наличия навязчивых суицидальных мыслей), тогда переходят к медикаментозному лечению (или начинают с него). При этом сеансы психотерапии продолжаются.

Для лечения подростковой депрессии (в возрасте 12-18 лет) отдают предпочтение такому антидепрессанту как флуоксетин. У детей в возрасте 5-11 лет этот препарат назначают с осторожностью. В любом случае именно флуоксетин является тем препаратом, с которого рекомендуют начинать лечение депрессивных расстройств у детей и подростков.

Если лечение данным препаратом не эффективно либо плохо переносится, тогда могут назначаться такие антидепрессанты как циталопрам или сертралин. Врачи Великобритании придерживаются такой точки зрения, что пароксетин, венлафаксин, а также трициклические антидепрессанты, ввиду высокого риска развития побочных эффектов на фоне их применения, не должны назначаться для лечения депрессии у детей и подростков.

Профилактика

Преодолеть первый депрессивный эпизод очень сложно. Однако вполне возможным является предупреждение и снижение интенсивности следующих депрессивных приступов. Поэтому родители должны научится вовремя распознавать первые приступы депрессии у ребенка, чтобы не упустить возможность диагностировать и лечить болезнь на начальной стадии.

Очень важным является систематический и длительный прием назначенных врачом лекарственных препаратов, даже после улучшения состояния. Также необходимо регулярно посещать сеансы психотерапии, избегая пропусков. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок придерживался диетического питания, занимался физической активностью, избегал употребления спиртных напитков.

Необходимо не забывать про возможный риск самоубийства на фоне депрессии, поэтому отвечать за «выдачу» лекарственных препаратов в семье должен кто-то один, во избежание путаницы. В этом вопросе не стоит полагаться на ребенка. Еще раз повторюсь: отменять препарат может только врач, нельзя самостоятельно прекращать лечение, считая, что ваш ребенок уже вылечился от депрессии, ведь может наступить рецидив болезни.

В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребенка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.

Похожие статьи

Популярные статьи