Четверг, 25 апреля, 2024
ГлавнаяСлабоумиеХарактеристика дебильности (легкой степени умственной отсталости)

Характеристика дебильности (легкой степени умственной отсталости)

Дебильность — это легкая степень умственной отсталости (легкое психическое недоразвитие).

В международной классификации болезней данное заболевание кодируется как F70.

Для оценки прогноза заболевания, тяжести психического расстройства, наиболее значимы поведенческие нарушения.

Содержание

  1. Статистика
  2. Причины
  3. Классификация
  4. Клиника
    1. Когда стоит обращаться к специалисту?
  5. Социальная адаптация
  6. Лечение и реабилитация

Статистика

Сама по себе олигофрения широко распространена, она встречается у 1-3% населения. Легкая степень олигофрении, то есть дебильность, является наиболее распространенной и встречается приблизительно у 3/4 лиц.

Некоторые исследователи считают такую статистику заниженной, например, H. Harbauer, он утверждает что сама по себе легкая умственная отсталость встречается у 3-4% населения.

Среди мужчин патология встречается в 1,5-2 раза чаще, чем среди женщин.

Причины

Причины дебильности, как и остальных олигофрений, подразделяют на экзогенные и эндогенно-наследственные:

  1. эндогенно-наследственные факторы — всевозможные генные и хромосомные мутации;
  2. экзогенные — факторы, не связанные с наследственным аппаратом ребенка, они могу воздействовать как во время беременности, так и во время родов, в первые несколько лет после рождения.

Большинство случаев олигофрении обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде.

Значимые экзогенные факторы:

  • внутриутробные инфекции — цитомегаловирусная инфекция, грипп, краснуха, сифилис, инфекционный гепатит;
  • употребление матерью алкоголя или психоактивных веществ;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде (гипоксия);
  • употребление матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, нейролептиков, сульфаниламидов;
  • тяжелые родовые травмы.

Наиболее важные факторы, воздействующих после рождения ребенка — черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, заболевания, протекающие с тяжелым обезвоживанием, интоксикацией, эндокринные патологии, которые с ранних лет могут способствовать формированию врожденного слабоумия, например, кретинизм.

К экзогенным факторам относят также воздействие социальных факторов. Бедность, хронические соматические заболевания, педагогическая запущенность, недостаточное медицинское обслуживание могут способствовать тому, что легкая степень умственной отсталости будет передаваться из поколения в поколение.

Классификация

Формы умственной отсталости:

  • атоническая — данную форму отличает неспособность к мотивированным поступкам;
  • астеническая — пациенты склонны быстро уставать, истощаться (более подробно про другие проявления астении вы можете прочитать здесь);
  • стеническая — свойственно добродушие, активность, деятельность;
  • дисфорическая — отличает чрезмерная раздражительность, патологически сниженное настроение, выраженная неприязнь к окружающим.

В зависимости от темпа психического развития, симптомов психического отставания выделяют следующие степени дебильности:

  1. легкая (коэффициент интеллекта в пределах 65-69);
  2. умеренная степень дебильности (IQ 60-64);
  3. глубокая дебильность (IQ в диапазоне 50-59).

Чем тяжелее степень легкой умственной отсталости, тем ниже будет коэффициент интеллекта, и более выраженной будет конкретность мышления. Легкая дебильность практически неотличима от нижней границы нормального интеллекта.

Клиника

Диагноз дебильность выставляется психиатром на основании характерной симптоматики, а также коэффициента интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69. По своему развитию взрослые пациенты с дебильностью соответствуют нормальному ребенку 9-12 лет.

Оптимальный возраст, в который должна быть диагностирована олигофрения — 5-6 лет.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕБИЛЬНОСТИ — ХОРОШАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, НЕДОСТАТОЧНОСТЬ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ, БЕЗЫНИЦИАТИВНОСТЬ И ИНЕРТНОСТЬ.

Практически всегда олигофрения в степени дебильности сочетается с хорошей механической памятью. Такие дети способны освоить элементарные навыки счета, чтения, письма, могут приобрести значительный запас сведений. Нередко хорошая механическая память и нормально развитая речь маскируют недостаточность абстрактного мышления, слабость мыслительных процессов, преобладание конкретных ассоциаций. Конкретность мышления можно заметить при переходе от простых и конкретных понятий к сложным и отвлеченным обобщениям, которые не доступны пониманию таких людей.

Выраженная дебильность идет бок о бок с отсутствием инициативности и самостоятельности. В процессе обучения у детей обнаруживается инертность и медлительность. Очень тяжело повлиять на мышление умственно отсталого подростка, таким детям проще всего поставленные перед ними задачи решать по определенным шаблонам.

Олигофрения в стадии дебильности может проявляться эмоционально-волевыми нарушениями. Чаще всего наблюдается слабость самообладания, импульсивность поведения, недостаточное обдумывание своих поступков, неспособность подавлять свои влечения, а также повышенная внушаемость.

В первые годы жизни умственная отсталость будет проявляться отставанием в развитии ходьбы и речи. При легкой степени дебильности, если ребенок попадает в благоприятную среду для его развития, то умственное недоразвитие с годами становится практически незаметным.

Дети с олигофренией часто чрезмерно зависимы от родителей, они плохо переносят смену обстановки. Выраженная внушаемость, склонность к подражанию окружающим нередко приводит к тому, что такие лица начинают сквернословить, злоупотреблять спиртными напитками, становясь расторможенными.

У некоторых пациентов с легкой степенью умственной отсталости могут развиваться психозы. Проявляются они агрессивностью, психомоторным возбуждением, могут наблюдаться галлюцинации или бредовые идеи. Чаще всего подобные психотические расстройства возникают в пубертатный период.

Когда стоит обращаться к специалисту?

Как определить дебильность у ребенка — этот вопрос задают многие родители. Если у малыша наблюдается задержка в психическом развитии, он гораздо позже, чем ровесники, начал сидеть, стоять, ходить, наблюдается задержка речевого развития, он в психологическом плане может гораздо меньше, чем другие дети такого возраста, то его в обязательном порядке необходимо показать педиатру, неврологу и психиатру. И делать это нужно как можно раньше. Окончательный диагноз будет выставлять только психиатр.

На особом учете должны находиться дети, имеющие неврологические, обменные, генетические нарушения, которые могут сочетаться с умственной отсталостью.

Сходную клиническую картину с дебильностью имеет инфантильность.

Социальная адаптация

При правильном воспитании такие пациенты могут неплохо адаптироваться в социальной среде. Они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, например, связанными с ручным трудом. Они неплохо приспосабливаются к бытовой жизни, многие могут во взрослом возрасте жить самостоятельно.

Необходимо понимать, что имеющиеся симптомы дебильности ликвидировать полностью невозможно, поэтому самое важное — помочь человеку найти свое место, освоить доступную профессию, благодаря которой он сможет в дальнейшем работать и обеспечивать себя.

Согласно международной классификации болезней в диагностике легкой умственной отсталости имеет значение не только коэффициент интеллекта, но и наличии нарушений поведения. Последние имеют огромное значение как в плане прогноза течения заболевания, социальной адаптации человека, так и учитываются медико-социальной экспертной комиссией при оценке необходимости предоставления инвалидности.

Если поведенческие нарушения отсутствуют или слабо выражены, то социальная адаптация у таких людей лучше. При значительных нарушениях поведения, нуждающихся в уходе и лечении, социальная адаптация будет значительно хуже, таким пациентам показана инвалидность.

Лечение и реабилитация

Оптимальным в лечении дебильности является профилактический подход. Семейное и генетическое консультирование, проводимое во время беременности, направлено на обнаружение женщин, у которых повышен риск рождения младенца с олигофренией. Но не всегда можно сразу же заподозрить наличие патологии, часто это становится возможным только после того, как ребенок начинает расти и развиваться, проявляется задержка психического развития.

Если обнаруживается какой-то фактор (ЧМТ, заболевание), воздействующий на головной мозг, тогда необходимо в максимально быстрые сроки снизить длительность и интенсивность его проявлений, а также, по возможности, предотвратить негативные последствия.

Специфическое медикаментозное лечение показано при лечении обменных или эндокринных нарушений.

Если отсутствуют какие-либо эмоциональные или поведенческие нарушения, то такой человек не нуждается в специфическом лечении дебильности у психиатра. На первое место при этом должна выходить психосоциальная реабилитация.

При чрезмерной агрессивности, психомоторном возбуждении, появлении каких-либо психотических симптомов необходимо проводить лечение дебильности и сопутствующих эмоциональных или психотических расстройств.

Роль родителей, их участие в социализации проблемного ребенка нельзя переоценить. Если ребенок с легкой степенью умственной отсталости столкнется с невежеством родителей, их безразличием, то и его шансы на хорошую адаптацию будут низкими. Также к негативным результатам могут привести завышенные ожидания родителей, которые не отвечают реальным возможностям индивидуума.

Оптимальный вариант — когда родители осознают, что уровень интеллекта их ребенка ниже, чем у большинства окружающих, однако делают все, чтобы помочь ему, с учетом его возможностей, адаптироваться в обществе, социализироваться, освоить доступные для него навыки.

Необходимо понимать, что интеллектуальный труд при олигофрении невозможен, а потому нужно помочь человеку освоить простую, интересную для него и пользующуюся спросом профессию.

Характеристика более тяжелых степеней умственной отсталости:

Похожие статьи

Популярные статьи